Когда мы начинаем сосредотачиваться, мы становимся более чувствительными и начинаем замечать те вещи, которых раньше не видели. Это помогает в любом деле. Когда человек развивает способность к медитации, его ум становится очень четким, резким, - берешь текст и все понимаешь, что там написано, а когда ум рассеянный, то читаешь и ничего не понятно.
Даже если человек просто медитирует на свое дыхание, на вдох и выдох, это уже дает результат, без всякой эзотерики, без всяких каких-то сложных вещей. Люди, которых интересует утилитарный подход к медитации, сильно не «заморачиваются», они медитируют либо на дыхание, либо на свечу и сразу чувствуют эффект. Ум становится спокойней, и, соответственно, приходит умиротворение. Но есть препятствия в том, что в уме возникают разные образы. Чтобы успокоить нас, что это нормально, и у большинства так бывает, Патанджали описывает пять вещей, которые происходят, когда человек пытается медитировать.
Первое - возникает напряжение в теле. То есть через какое-то время человек чувствует напряжение, потому что наше тонкое тело уже привыкло искривлять тело определенным образом. У нас есть определенная поза, в которой нам комфортно находиться. Почему нам так комфортно? Потому что такое тонкое тело, нам комфортно, например, в позе полулежа, с искривленным позвоночником или еще как-то, а тут мы сели прямо, и оно говорит: "Нет, это не комфортно, моему тонкому телу это не комфортно». Если подольше посидеть, то все начинают чихать, шуршать, как-то хочется подвигаться, потому что тонкое тело чувствует над собой насилие, что его пытаются исправить, и возникает это напряжение в теле.
Второе - возникают планы на будущее, мечты, надежды и страхи. Это все из нашего подсознания. Человек начинает планировать. В той традиции, к которой я принадлежу, регулярная практика медитации занимает два часа в день, как минимум. И, соответственно, для кого-то эта утренняя медитация называются "планерка", как раз есть время что-то запланировать, никуда не надо идти. И человек составляет себе планы на пятилетку, куда он пойдет, что он будет делать. Такая проблема возникает у человека, который пытается медитировать, его ум говорит, не надо терять время, надо заняться делами.
Третья проблема - человек начинает вспоминать о прошлом. Вот сначала было о будущем, - это жадность включается. А теперь о прошлом, какие-то обиды всплывают, что-то не успели, что-то не так сделали, надо было по-другому, - вот такие вещи тоже всплывают.
Четвертая вещь - возникают образы, картины в уме, фантазии. Их ум уже склеивает из разных образов, он начинает показывать разные фантастические вещи, какие-то мультфильмы, какие-то мистические видения, какие-то невероятные открытия.
И пятое, что еще бывает, - это отторжение объекта медитации, это когда человек говорит: "Ну сколько можно уже на это дыхание медитировать, надо чем-то другим заняться, давай что-то другое будем делать, может это не надо делать".
Это стандартные, обычные вещи. Ничего страшного в этом нет, это у всех так, поэтому не пугайтесь, если вдруг в процессе медитации или когда Вы будете медитировать на молитву, вот такое вот лезет в голову. Все нормально, так и должно быть. Это говорит о том, что наш ум настолько находится в возбужденном состоянии, что ему сложно сосредоточиться. Но выход только один - это продолжать сосредотачиваться.
Люди пишут мне, спрашивают: «Вот я занимаюсь медитацией или молитвой, и ум у меня отвлекается, я думаю о чем-то другом, может я как-то неправильно что-то делаю или что мне нужно чтоб исправить это». А все, что нужно делать - это продолжать. И вот эти сознательные усилия, когда человек вовлекает свой ум вновь в медитацию, засчитываются. Особенно, если это касается молитвы, вот эти искренние усилия засчитываются как молитва, как попытка медитировать, и ум становится все более и более покладистым.